Виктор Борисов-Мусатов «Водоём»

Окрыленный творческими успехами, совпавшими по времени с удачей в личной жизни, в 1902-м Борисов-Мусатов создает «Водоем», произведение, доказавшее, что его живопись не «заблудилась» в прошлом, в чем художника неоднократно упрекали. Зрителю показан совершенно новый мир, полный гармонии и волшебного звучания как бы застывшей музыки, но со знакомыми вневременностью, полуреальностью, романтической недосказанностью, не имеющих ничего общего с унылой тоской по прошлому.

Тайная работа над задуманным шедевром велась в имении Зубриловка, во флигеле, служившем мастерской. Преданность символизму, как живописному стилю, распространялась и на жизнь Борисова-Мусатова, из суеверных побуждений не посвящавшего в творческие планы никого, кроме сестры и невесты, позировавших для картины.
Заданный в композиции музыкальный ритм, появился в результате сочетания изображений двух предметов – водоема, и платья сидящей девушки (невесты – Е. В. Александровой), представленных в форме овалов (в своем творчестве художник уделял этой геометрической фигуре особенную роль). Добиваясь большей «плоскости» полотна, Мусатов сблизил первый и второй планы, исключив для этого линию горизонта.

Наверное, самым громким комплиментом автору, и наиболее яркой рецензией на «Водоем», можно считать длительное молчание, и некоторое оцепенение, охватившее друзей и знакомых, впервые увидевших этот истинный манифест внутренней свободы.

1902 г. Темпера, холст. 177 х 216 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия