Виктор Борисов-Мусатов «Изумрудное ожерелье»

Летние месяцы 1903-го, проведенные с женой на даче в Черемшанах под Хвалынском, Борисов-Мусатов посвятил работе над картиной «Изумрудное ожерелье» – своего рода попытке переосмыслить, и по-новому реализовать замыслы, которые он не воплотил в композиции «Материнство».

Художник с одержимостью принялся за работу, подолгу пропадая в дубовом лесу, а затем в мастерской, где для каждой «царевны» предстояло подобрать сугубо индивидуальный образ. В «списке» моделей значились только две кандидатуры: сестра Елена, и близкий друг – Надежда Станюкович.

В произведении заметно проявились многие идеи, характерные для живописи Пюви де Шаванна, творчеством которого Мусатов увлекся в Париже, и теперь, в переработанном виде, переносил в свое искусство: приглушенность цветовой гаммы, плоскостное построение сюжета, а также условность.

Женский мир, совершенствовавшийся от картины к картине, приобрел в работах художника подобие закрытого царства, и вход на его территорию закрыт для всех. Здесь все гармонично, каждая деталь занимает «свое место», а волшебная музыка дополняет жизнерадостный мотив сюжета; «любуйтесь!», но не более того.

Сам Мусатов, назвавший произведение «языческой картиной», наиболее точно объяснил ее суть.

1903 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.