«Пьета» Эмиля Бернара интересна тем, что она бесконечно далека от традиционного понимания иконографического сюжета. Пьета – эта оплакивание Девой Марии Христа, снятого с креста. Сюжет исторически предусматривает определённые каноны при воплощении как на полотне, так и в скульптуре. Достаточно вспомнить Ватиканскую Пьету Микеланджело или работу Тициана.

Эмиль Бернар смело отмёл все существующие правила, и представил библейский сюжет по-своему. К написанию полотна мастер приступил в 1890 году, во время своего глубокого религиозного кризиса.

Картина написана в клуазоннистской стилистике, когда для разделения элементов рисунка различных цветов используются контуры. Эту манеру художник разработал совместно с Луи Анкетеном тремя годами ранее. Обращают на себя внимание лица героев – худощавые и схематичные. Они лишены наброска святости, смирения, традиционных для религиозных полотен. Скорбь на лицах смотрящих и мученичество в облике Иисуса прорисованы простыми чёткими линиями, далёкими от портретной техники. Единственное, что указывает на святость изображённых – нимбы над головами.

В своем творчестве художник тяготел к множествам течений – символизм, импрессионизм, венецианское и средневековое искусство. Представленная работа несёт в себе определённые черты примитивизма, выраженные в чётком рисунке, чистом использовании цвета, хрестаматийном построении композиции. Удивительно, но отвергнув весь предыдущий опыт, Бернару удалось создать свою Пьету, эмоциональную и щемящую.

Эмиль Бернар «Пьета»

1890 г. Масло, холст.