Архип Куинджи «Украинская ночь»

Лишь отдаленно можно представить эмоциональное состояние публики, впервые увидевшей пейзаж «Украинская ночь». Перекликающееся с театральной композицией произведение, что называется, брало за живое предельной правдивостью, и не оставляло сомнений, что при виде именно такого сюжета, Пушкин в свое время смог написать знаменитое стихотворение.

Невольно возникает мысль связать появление шедевра с посещением Куинджи Франции, но, со слов самого художника, его не увлекло искусство этой страны. Возвратившись на родину, он в традициях русской живописи занялся освоением световоздушной среды. Справившись с первой волной позитивных эмоций, зритель пытается найти объяснение неведомому влечению, с которым он ищет нечто загадочное, скрытое в затемненных частях пейзажа; появляется следующая «стадия» чувств, процесс «запущен».

С «Украинской ночи», Куинджи как бы подвел некую черту под своим прошлым искусством и, убрав из своих работ социальный аспект, стал настоящим романтическим пейзажистом. Восторг публики, увидевшей красоту этого произведения, объясним «томлением», с которым она жаждала появления всего нового, касавшегося не только живописи.
Вряд ли европейские импрессионисты хуже Куинджи улавливали яркий, запоминающийся момент, но их картины были лишены той романтической возвышенности, которая и обеспечила художнику грандиозный успех. К сожалению, современный зритель не может в полной мере ощутить красоту этого пейзажа, что связано с утерей красками первоначального вида.

1876 г. 79 x 162 см. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.