Художник Анри Матисс. Биография и картиныАнри Матисс (1869 – 1954 г.) Французский художник, лидер фовизма.

Творчество Анри Матисса представило совершенно новую неожиданную трактовку цвета – немыслимые сочетания оттенков и колеров, абсолютно чуждое, будто случайное их соединение на холсте, грубые крупные мазки…и, несмотря на всё это «безобразие» (с точки зрения художественной эстетики прошлых эпох) невероятная гармония законченного полотна с ярко выраженной  тональностью, экспрессией и динамизмом. Если бы Матисса не было, его определенно стоило придумать.

Самый «дикий» среди фовистов, смелый, и, пожалуй, самый одарённый, начинал свой творческий путь с совсем другими кумирами, и это были импрессионисты. Поэтому неудивительно, что первые его работы относят к импрессионизму и постимпрессионизму.

Этому молодому адвокату было предначертано прожить совсем другую жизнь, подчинённую серьёзной профессии юриста. Между тем Матиссу было суждено перевернуть историю искусства, став олицетворением фовизма, в самом лучшем понимании этого течения.

Начав свой творческий путь с уроков рисунка, Матисс решительно отверг стезю, насаждаемую его родителями, чтобы придаться не столь обеспеченному, но такому любимому делу – живописи. Затем последовало обучение у разных мастеров, поступление в парижскую Академию художеств, посещение Школы изящных искусств и непрестанный поиск самого себя и своего места на небосклоне изобразительного искусства.

 «Импрессионизм – газета души»

Это высказывание принадлежит Матиссу, для которого импрессионизм стал отправной точкой, стартом на пути формирования авторского стиля. Да и как было не увлечься Моне, Мане, Ренуаром и прочей «впечатлительной» братией, которые перевернули с ног на голову все устои живописи, вдохнув в полотна новую жизнь, движение и световоздушную прозрачность. Гонимые, осмеянные, они писали такими красками, какими хотели, и так как хотели, и, в конце концов, стали победителями, создав новое искусство!

Анри Матисс «Фрукты и кофейник»Кумирами для Матисса были Ван Гог и особенно Поль Гоген, и действительно, как и в его ранних, так и в зрелых работах, представленных уже на выставке фовистов, ясно читается влияние знаменитого «гаитянина». Однако есть у Матисса и картины, напоминающие нам письмо Ренуара и Мане, такие как «Фрукты и кофейник» (1898) или же «Бель-Иль» (1896).

Не чужд был Матиссу и Сезанн с его характерной драпировкой и грубоватой трактовкой элементов, достаточно взглянуть на «Голубой горшок и лимон» (1899).

Начало 1900-х было ознаменовано для живописца большими переменами – круг его общения постепенно становится всё шире, а сам Матисс  с головой погружается в искусство, знакомясь с новыми мастерами, в том числе и весьма одиозными. Таким для него явился Поль Гоген. Этот европеец, привыкший к комфорту и благам, вдруг, увлёкшись примитивным искусством, отправляется во французские колонии на острова, бросив жену и детей, чтобы обогатить своё письмо соответствующими сюжетами. Нестеснённый ничем, далёкий от предрассудков, и свободный от какой бы то ни было критики, Гоген ежемесячно отправляет морем свои работы, которые шокируют публику дикими цветовыми решениями и откровенными экспозициями.

Матисс с восхищением принимает искусство Гогена и перенимает у него и выразительность резких контрастов, и отказ от полутонов, и использование чётких контуров, и упрощение форм. Примерами таких работ могут служить  «Натурщик» (1900), «Ваза с фруктами» (1901), «Блюда и фрукты» (1906).

В 1904 году известный меценат и коллекционер Амбруаз Воллар, открывший миру глаза на многих даровитых художников (в том числе и Пикассо), подготовил персональную выставку Анри Матисса, которая имела грандиозный успех.

Эта выставка очень вдохновила Матисса – он обрёл крылья, смелость и теперь с упоением предавался экспериментам с дивизионизмом, пуантилизмом, кубизмом, рисованием цветовыми пятнами, не обращая внимания на негодование публики. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т.д. А импрессионизм останется в его творческой библиографии как вдохновенный мостик, переправа, приведшая талантливого художника в большое искусство.

Экспрессионизм Матисса на сайте expressionists.ru. Описание картины Анри Матисса «Танец»