Анри Матисс «Натурщик»

Полотно «Натурщик» было написано Матиссом во времена увлечения импрессионистами. Особенно его привлекал Поль Гоген с его простыми формами, локальными цветами и грубоватыми чёткими контурами. Всё это мы можем заметить в данном полотне Матисса.

Однако, искусствоведы утверждают, что «Натурщик» несёт в себе ещё один отпечаток – и это характерный стиль ещё одного Поля, но на этот раз Сезанна. Точная проработка  форм, препарирование элементов, «раскладывание» тела на отдельные объекты, характерное для аналитического направления, певцом которого станет Пабло Пикассо, впервые появляются в письме именно Сезана. Зритель может видеть как свободно пользуется живописец находками своих кумиров.

Также примечателен ракурс, который выбрал Матисс, уделяющий важное значение постаменту и ногам героя, а также поза натурщика – уставшая и поникшая. Однако, несмотря на особенность фигуры, опущенные руки, чуть горбатый силуэт, мужчина выглядит достаточно монументально и могуче – его ноги будто вросли в пол.

Фон написан нарочито грубовато, даже неряшливо. Автор использует локальные пятна, написанные широкими мазками, при этом светотень написана немыслимыми сочетаниями оттенков – так не писали ни классики, ни даже импрессионисты. Художник не стремился передать реальные цвета, скорее его цель была атмосфера, настроение. Мы явственно ощущаем тяжеловесность, брутальность, грубость, какое-то дикое, ни чем неприглаженное мужество.

Сегодня картина представлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке, и не теряет своей актуальности, приковывая к себе взгляды.

1900 г. 73 x 99 см. Нью-Йоркский музей современного искусства, США