Анри Матисс «Красные рыбки»

Картина «Красные рыбки» находится на стыке двух стилистических течений – импрессионизма и фовизма. Причём, если прировнять полотно к первому, то это скорее гогеновский импрессионизм (Гогена Матисс очень чтил, восхищаясь работами), а если отнести «Рыбок» ко второму течению, то скорее эта работа лишь предтеча основного художественного движения, ярчайшим представителем которого являлся Анри Матисс.

Кульминационным композиционным центром, ровно как и световым, являются рыбки, организованные в круговом движении. Четыре милые рыбки, отражение которых мы видим сверху прозрачной водной глади, резко контрастируют с зеленью, в избытке окружающей аквариум — автор разместил его на небольшом круглом столике, который перекликается с круговоротом рыбок.

Использование ярких чистых цветов, отказ от полутонов и светотени создаёт иллюзию чистого взора – так непосредственно и радостно на мир может глядеть только ребёнок. Картина отказывается что-либо повествовать, а лишь вызывать светлые эмоции, и с этой задачей она вполне справляется.

Почти реалистичная яркая картина, отличается нестандартным отношением к перспективе  — сам аквариум с восхитительными рыбками зритель видит сбоку, в то время как стол показан сверху, и это почти идеальный круг. Однако Матисс уравновешивает эту нелогичность тем, что и тонкую ножку стола представляет нам сбоку, достигнув таким образом гармоничности и стройности общей композиции.

Символисты углядели бы в этой работе один устойчивый лейтмотив – это круг. Круглый стол, круглое основание аквариума, круглые листья большинства зелени вокруг, круглые глаза рыбок и даже их круглы открытые рты, и всё это обрамлено круглой парковой оградкой  с плавными сильно вытянутыми овальными узорами. Да к тому же и рыбки плавают по кругу!

Что подразумевал под этим автор сложно сказать, однако, вся работа получилась какой-то чистой, светлой, невероятно приятной и гармоничной. Это та восхитительная простота и прозрачность, от которой невозможно отвести взора.

Сегодня подивиться этой несравненной работой можно в Москве в Пушкинском музее, благодаря первому и единственному частному владельцу – меценату С.И. Щукину с которым Матисса связывала тёплая дружба.  В 1912 году Щукин выкупил «Рыбок» у автора и привёз в Россию.

1911 г. Холст, масло. 95 x 140 см. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.