Американские импрессионистыВторая половина XIX века прошла под знаком ключевого события в истории США – Гражданской войны между Севером и Югом. Успехи, достигнутые с ее окончанием в 1865 году, позволили США вступить в новую эру политического и экономического развития. Как отражение происходящих в обществе перемен, культура США так же стремительно наполнялась новым содержанием.

Разбогатевшие американцы начинают активно посещать страны Европы и интересоваться культурой Старого Света. Достаточно быстро сформировался круг коллекционеров, ориентированных на приобретение работ европейских мастеров искусства, и живописи в частности. Подобное изменение во вкусах коллекционеров подтолкнуло американских художников к получению европейского художественного образования. При этом каждый из них мечтал однажды представить свою работу на парижских Салонах, что открыло бы им выход на мировую художественную арену.

Наметившаяся тенденция культурной жизни США по времени совпала с появлением импрессионизма во Франции (1874). В большинстве своем, первые обучающиеся в Париже американские художники к новому стилю отнеслись негативно и даже презрительно. Импрессионизм критиковали за отсутствие интереса к интеллектуальной стороне творчества художника и воспринимали не иначе, как декоративный стиль, достойный внимания лишь художников-любителей.

Взгляды на методы и содержание импрессионизма постепенно начали меняться во второй половине 70-х гг. Так, в 1877 г. была основана Ассоциация американских художников, создатели которой проявили большой интерес к живописи французских импрессионистов и оказывали поддержку американским художникам-новаторам.

Поворотным событием стала масштабная выставка полотен французских импрессионистов, открывшаяся в Нью-Йорке в 1886 году. На экспозиции были представлены работы О. Ренуара, К. Моне и Э. Мане, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислея. Выставка имела большой коммерческий успех, особенно в отношении работ К. Моне. Понимание творческого метода и идей импрессионизма в среде американских художественных критиков перешло на более глубокий уровень, но в целом еще осталось неоднозначным: восхищаясь мягкой красотой пейзажей, они в то же время критиковали использование приемов импрессионизма к изображению человека.

Коллекционеры из США начинают активнее приобретать картины французских мастеров. Свои эксперименты в рамках нового направления предпринимают и американские художники. Прорыв импрессионизма в культурную среду США обогатил их живописную манеру новыми идеями и техниками.

В 1886 году увидели свет первые импрессионистские полотна художников Нового Света. Настоящим открытием на художественной сцене США стал У. Чейз, представивший на суд критиков серию блистательных изображений нового общественного парка Нью-Йорка. Впоследствии именно Чейза назовут первым крупным американским художником-импрессионистом и основоположником этого направления в США. В своих работах он умело сочетал новый метод с реализмом. Используя технику свободного широкого мазка, тонкие пастельные тона, он превращал дорожные сюжеты в мирные романтические пейзажи с ясным небом и незамысловатой панорамой.

В этот же период американские живописцы начинают посещать колонии художников, прежде всего, в Живерни, основанной К. Моне в 1883 г. Вдохновения здесь искали Сарджент, Т. Робинсон, У. Меткалф. Долгое время жил и работал в Живерни известный американский импрессионист Гай Орландо Роуз (Ги Роуз), близким другом и учителем которого был сам Клод Моне. Ги Роуз принимал участие в выставках художников «группы Живерни», где его работы непременно получали высокую оценку зрителей. Главным его достижением стало завоевание серебряной медали на Всемирной выставке в Сан-Франциско 1915 г.

Одним из самых титулованных американских импрессионистов группы Живерни, был Фредерик Карл Фрисеке (Фриске). За свое творчество он был удостоен серебряной медалью на выставке Покупки Луизианы (1904), золотой медалью на Международной выставке Искусства в Мюнхене, аналогичной награды от Пенсильванской Академии Искусств на выставке 1913 г. Работа «Лето» принесла художнику Главный приз на Panama–Pacific International Exposition (PPIE) 1915 г. Годом ранее Фрисеке получил звание Академика Национальной Академии дизайна, а в 1920 вошел в число редких американских художников, получивших от властей Франции статус Кавалера Ордена Почетного легиона.

К концу XIX в импрессионизм стал ведущим направлением в живописи американских художников.

В 1897 году, по причине недостаточного внимания к художникам-импрессионистам в сравнении с коллегами, творившими в русле классицизма и романтического реализма, от Ассоциации американских художников отделилась группа «Десять американских художников», которую возглавили ставшие невероятно популярными впоследствии Дж. Туоктмен, Д. Вейр и Ч. Хассам.

Ч. Хассам обогатил наследие американского импрессионизма работами, изображавшими городские сюжеты. В отличие от большинства своих коллег, он с удовольствием погружался в быстрый ритм мегаполисов, создавая успешно продаваемые городские пейзажи («Пятая авеню», «Вашингтон-сквер»). Написанию импрессионистических пейзажей посвятил себя Дж. Туоктмен. Частыми героями его картин становились снег и закованная в лед вода – зима была любимым временем года художника. Создавая свои зимние пейзажи, с помощью методов и техник импрессионизма он пытался передать на холсте едва уловимые природные перемены («Зимняя сказка»).

Центрами развития импрессионизма становятся Нью-Йорк и Бостон, а так же колония Олд Лайм в Коннектикуте, где работали эти художники. Всего объединению удалось организовать порядка 10 имевших успех выставок. Просуществовав около 20 лет, общество прекратило свое существование из-за снижения интереса к импрессионизму, смерти некоторых из его лидеров и появлению в США новых художественных направлений.

Импрессионистический метод американские художники применяли в своем творчестве до 20-х гг XX века, хотя новизна движения постепенно угасла уже к 1910 г, когда на короткое время лидирующие позиции были завоеваны городским реализмом. Последний к 1913 г. сменился авангардом, выставка работ которого произвела в США настоящую культурную революцию. Тем не менее, импрессионизм сыграл большую роль в развитии американской живописи, обогатив ее и возвысив до уровня европейской школы.

Главным вкладом традиций французской живописи в американское искусство стал новый взгляд на понимание цвета, технику работы кистью и письмо на пленэре, как обязательное условие творчества. Но, переняв техническую сторону импрессионизма, американские художники наполнили форму своим содержанием. Отказываясь от изображения бурной городской жизни, быстрых потоков улиц, атмосферы кафе и театров, близких французам, американцы использовали приемы импрессионизма для написания лирических пейзажей, трогательных сцен с женщинами и детьми. Часто на их холстах можно было увидеть и сцены работы и бизнеса, и, наряду с ними, проникнутые нежностью уютные домашние образы. Подобные различия связаны с историческими особенностями американской нации и этикой протестантизма.

Биографии и картины американских импрессионистов: