Абрам Архипов. Биография и картиныРусский художник Абрам Ефимович Архипов. 1862 — 1930 гг. Биография и картины.

С раннего детства, жизнь известного русского живописца Абрама Ефимовича Архипова (Пырикова), протекала в крайне тяжелых условиях крестьянского быта, но мальчик не только безропотно переносил нужду, а кажется, находил в этой безотрадной среде свое очарование. В скором времени, полотна одаренного юноши, дадут возможность зрителю почти физически ощутить всю атмосферу крестьянской действительности; верность этой теме Архипов будет хранить до конца своей жизни.

Малая родина художника – деревня Егорово Рязанской области, где он появился на свет 15 августа 1862. Способности к рисованию проявились у мальчика довольно рано, и в 1877 родители отпустили его на учебу в Москву. В МУЖВЗ Архипова зачислили сразу в головной класс.

Талант ученика развивался динамично, и это было заметно по его картине «Игра в свайку», представленной в 1879 на ученической выставке, а демонстрировавшиеся в 1882-1883 гг. композиции «В лавке старьевщика» и «Пьяница» («Шинок»), явно принадлежали кисти зрелого художника. Несмотря на то, что его работы нравились наставникам, Абрам не был удовлетворен своими творческими опытами, и в 1884-1886 гг. продолжает учебу в Академии художеств в Петербурге.

В Москву Архипов возвращался с тем же чувством, что и уезжал, но с заметно возросшим уровнем мастерства, и уже в 1887 г. в его активе появляется картина «Посещение больной» – произведение, в котором художник переосмыслил приемы своих именитых учителей. Работу отметили Большой серебряной медалью, а автор получил звание классного художника.

После 1890 г. творчество Архипова стало меняться, полотна наполнилась яркими красками, свежестью, свободой письма, хотя с творчеством импрессионистов он еще не был знаком, если не считать живописи А. Цорна. Наряду с бытовой тематикой, в картинах остро зазвучали социальные вопросы, достигшие апогея в произведении «Прачки», которое автор создал в двух вариантах.

Посещение Европы в 1896, и в 1912 годах, обогатили живописную палитру Архипова, но более плодотворными, оказались поездки по Поволжью и Северу России, ежегодно совершаемые в период 1902-1912 гг. События 1917 г. не привнесли «революционности» в творчество художника, за исключением ярко-красного цвета, темпераментно зазвучавшего в картинах.

Крестьянский быт менялся не в лучшую сторону, но в архиповской деревне по-прежнему властвовал оптимизм, дышащий свободой, и лишенный всяческой идеологии; сочные импрессионистские краски, с отчетливо выраженным индивидуальным почерком, удачно создавали мажорное настроение.

Так и не растратив свой талант на прославление идеалов новой власти, Архипов ушел из жизни 25 сентября 1930.