Этот странный человек не только весьма экстравагантно выглядел, и предъявлял миру сюрреалистические работы, основанные на дикой смеси личной философии и какого-то подсознательного бреда – Маркиз де Дали де Пуболь, он же Сальвадор Дали прославился при жизни оригинальными выходками, которые иногда бежали впереди его искусства… Хотя, наверное, он был не против…

Такси, в котором идёт дождь

«Дождливое такси» Дали можно сегодня увидеть в его музее в Фигерасе, а создано оно было в 1938 году. Готовясь к своей выставке в Париже, Дали амбициозно объявил, что она будет самая необычная, и прогноз был вполне оправдан, ведь живописец прибыл на ней на автомобиле, внутри которого шёл дождь. А ещё пол устилал плющ, а на заднем сиденье сидел манекен, по которому ползали множество отвратительных улиток. Стоит ли упоминать, что публика была шокирована. Впоследствии автор не раз «дорабатывал» своё творение, добавляя в него новые сумасшедшие опции.

Вклад в кинематограф

Первая половина XX века была ознаменована поисками новых средств выразительности в ещё молодом искусстве – кинематографе. Неудивительно, что Дали решил внести свою лепту в искусство «живых картин» и на свет появилась небольшая по хронологии работа «Андалузский пёс». Этот известная немая сюрреалистическая картина, снятая совместно с Луисом Бунюэлем, включала следующие животрепещущие мизансцены: мужчина, разрезающий глаз девушке, продырявленная рука, из которой выползают муравьи, два рояля, на крышках которых лежат трупы ослов, а к корпусам привязаны два священника, женщина, пинающая перед собой отрубленную руку. Эти «поэтические» образы так и не складываются хоть в какое-то повествование к концу фильма. Создатели фильма, Дали и Бунюэль, поясняли, что эти зарисовки им просто приснились… Я бы предпочитала просто не спать в таком случае…

Громкий отъезд

А следующая история произошла 18 января 1835 года. В честь отъезда Сальвадора и Галы чета Кросби организовывает пышный костюмированный бал, которому дают название «Бал сновидений». Дали приехал на мероприятие в костюме…витрины для бюстгальтера своей супруги. Кроме торчащих за спиной чёрных крыльев в белоснежных перчатках, голову Дали украшал омар. Хотя и Гала была под стать своему эпатажному спутнику – по залу она дефилировала в красной юбке из целлофана, зелёном лифе, а на голове вместо шляпы была фигура малыша, выполненная из целлулоида. Стоит ли упоминать, что вечеринка имела шумный резонанс, куда там современным «патимейкерам»!

Дали-модельер

В 1936 году Дали придумал пиджак. В целом он выглядел так – к пиджаку обычного классического кроя были подвешены 83 рюмки с соломинками, в которых плескался зелёный ликёр, а в нём мёртвые мухи. Манишку в пиджаке заменил женский хлопчатобумажный бюстгальтер. Дали сам с удовольствием красовался в своём смокинге-афродизиаке.

К сожалению, данная дизайнерская находка сохранилась лишь на фото, хотя оригинальный пиджак не раз воссоздавался к различным выставкам и перформансам.

Опасный эпатаж

Как-то раз Сальвадора пригласили на лекцию, посвящённую сюрреалистическому искусству в один из парижских лицеев. Ну не мог же Дали просто прийти к слушателям – лекция нуждалась не только в оживлении, но и в наглядности. Художник не нашёл ничего лучше, чем облачится в тяжёлый скафандр и в таком виде явится к слушателям. Таким образом живописец хотел продемонстрировать полное погружение творца в себя, в мир своего подсознания.

Однако дело чуть было не закончилось трагедией – решивший сфотографироваться с Бринтом и Дианой Ли, Дали захотел снять шлем, но его заклинило. Воздух стремительно заканчивался, и Дали стало нечем дышать. Скафандр были вынуждены просто разорвать.  Хорошо, что друзья почуяли неладное, а то могли ж подумать, что корчившийся мастер просто изображает эксцентрику смерти со всей свой драматической отдачей.

Это был самый большой оригинал прошлого века, если не сказать больше – до сих пор ведутся эмоциональные споры природы странного поведения Дали. Может, таким способом он пытался повеселить заскучавшую публику, а может, преследовал рекламную цель, но вполне вероятно, что этот эксцентричный эгоист, породивший своё искусство, стремился внедрить основную идею индивидуально художественного метода в окружающую действительность.

Автор – © Татьяна Уварова-Ковалевская